Кризис: факт или вымысел?
Для обсуждения темы кризиса наиболее популярным стал формат «Круглый стол». В результате посещения в декабре «круглых столов», которые были организованы разными компаниями и организациями, сложилась следующая картина.
Во-первых, сотрудников практически любой компании можно разделить на четыре группы, каждая из которых по-своему реагирует на кризис.
Для рядовых сотрудников кризис становится наиболее болезненным фактором, т.к. в это время многие компании проводят реструктуризацию и сокращение штата, вследствии чего «лишние» сотрудники могут быть уволены, зарплаты и премии урезаны, корпоративные проекты приостановлены.
Для менеджеров среднего звена кризис становится временем, когда можно пересмотреть свои возможности и соотнести их с задачами той должности и компании, в которой они работают. Ключевые вопросы для них: в «правильном» ли месте я сейчас нахожусь? Совпадают ли мои личные и карьерные цели с задачами компании/подразделения?
Для руководителей и собственников компаний это период испытаний, который также дает и возможность открытия новых направлений работы, разработки новых проектов и подходов.
Для независимых специалистов это время — проверка их профессионализма. Специалисты, ориентированные на качество и результат, по-прежнему востребованы, их занятость не уменьшается. При этом, многие из них (например,тренеры, консультанты) перешли на другие формы взаимодействия с заказчиком (в частности, больше акцент делается на индивидуальные консультации, чем на корпоративные тренинги) или изменили тематику программ для организаций.
Реальность существования кризиса наиболее остро осознается среди исполнителей и менеджеров среднего звена. Руководители и собственники компаний чаще склонны считать, что кризис у людей «в голове». Мнения среди независимых специалистов разделились по уровню востребованности: чем дороже и успешнее специалист, тем меньше у него проблем, и он, практически, не чуствует влияния кризиса на свою жизнь. Специалисты, недавно перешедшие в режим «фри-ланс», с небольшим опытом работы, как правило, чувствуют себя неуверенно.
Но, независимо от восприятия и реакций на кризис, большинство участников «круглых столов» склоняются к мнению, что период кризиса – это источник развития и время новых возможностей. Итак, можно сказать, что ситуация кризиса на российском рынке, это время:
- пересмотреть свои цели,
- структурировать свою работу,
- задействовать смежные сферы деятельности,
- задействовать неиспользованные ресурсы,
- избавиться от ненужного балласта дел, обязанностей, договоренностей
- заняться делами, которые всегда откладывались
- заняться саморазвитием (повышать свою квалификацию и стоимость)
- внедрять новые формы и новые продукты (для конкретного специалиста и для компании)
- разрабатывать долгосрочные проекты.
Итак, в России начался новый этап в развития компаний и сотрудников. Пожелаем им успеха!