Страница с обзором по ...
Главная > Авто > Шипы по расписанию

Шипы по расписанию



tyre1Мечты мэра Москвы Юрия Лужкова уже скоро могут стать реальностью — депутат Анатолий Иванов внес на рассмотрение Госдумы пакет поправок в закон «О безопасности дорожного движения», в которых прописаны жесткие ограничения на использование шипованных шин летом, а также запрет на эксплуатацию летних шин зимой. Как говорится в законопроекте, с текстом которого можно ознакомиться на официальном сайте Думы, Иванов предложил обязать российских водителей использовать зимние покрышки на автомобилях (как легковых, так и грузовых) массой до 3,5 тонн в период с 1 декабря по 1 марта. Зимними шинами при этом считаются покрышки, которые имеют зимний рисунок протектора, соответствующую маркировку (М+S) и остаточную высоту протектора не менее трех миллиметров.

Единственное послабление — зимние шины должны быть установлены хотя бы на одну из осей автомобиля, а использование шипованных колес даже зимой будет необязательным. Зато тех, кто любит «цокать шипами» по асфальту круглый год, будут наказывать — эксплуатацию шипованных покрышек в период с 1 мая по 30 сентября депутат Иванов предложил запретить, за исключением автомобилей, которые зарегистрированы в городах Крайнего Севера и приравненных к ним регионах.

Наказание на несоблюдение правил эксплуатации летних шин зимой и зимних шин летом, предложенное автором законопроекта, — это штраф в размере 500 рублей. Кроме того, автомобили, на которых установлены покрышки «не по сезону», не смогут пройти техосмотр.

Как во вторник написала газета «Коммерсант», новый законопроект пока не прошел согласование даже в профильном (транспортном) комитете Госдумы. Однако, по мнению большинства экспертов, этот документ вряд ли встретит серьезное противодействие со стороны других депутатов — уж больно тщательно он проработан. К примеру, Иванов предложил разрешить региональным властям устанавливать дополнительные ограничения на использование шипованных шин. То есть, в тех областях, где зимы не бывает в принципе — например, на юге России, — покрышки «с гвоздями» можно будет полностью запретить.

Однако, как говорится в том же документе, подобные запреты будут распространяться только на местные автомобили — машины, зарегистрированные в других регионах наказывать за несоблюдение регионального «шинного» законодательства не будут. Это означает, что если в Москве или Санкт-Петербурге введут запрет на использование шипованных шин, то жители Подмосковья и всех остальных регионов России смогут по-прежнему кромсать столичный асфальт шипами и портить московские дороги.

Зачем?
В пояснительной записке к своим поправкам депутат Иванов ссылается на опыт зарубежных стран со схожим климатом, а также на мнение «некоторых экспертов», которые считают, что эксплуатация зимой автомобиля на летних шинах зимой сравнима с использованием машины с неисправным рулевым управлением или тормозной системой. И действительно — на укатанном снегу и уж тем более на льду автомобиль на летних покрышках, как это принято говорить, «не поворачивает, не тормозит и не разгоняется». А значит, такая машина представляет угрозу для всех окружающих, в том числе и для пешеходов.

Ездить на шипованных шинах по летнему асфальту — тоже плохая идея. Во-первых, зимние покрышки и так имеют очень мягкий состав резины, позволяющий им не «дубеть» в морозы, который в жару не только изнашивается с удвоенной силой, но и вообще подвержен повышенному риску разрушения, особенно на высоких скоростях. К тому же, шипованные покрышки имеют очень низкий коэффициент сцепления с асфальтом, из-за чего ухудшается управляемость автомобиля (он медленнее реагирует на действия рулем и проявляет склонность к скольжениям даже при спокойной езде) и увеличивается тормозной путь.

Кроме того, шипованные шины действительно способствуют разрушению дорожного покрытия. По исследованиям Таллиннского технического университета, которое было проведено еще в 2003 году (про аналогичные российские исследования нам ничего не известно), такие колеса ежегодно «сдирают» с покрытия 2,2-3,5 килограмма асфальта на каждые сто километров. А при интенсивном движении (более тысячи машин на километр в сутки) на дорогах действительно могут появляться колеи глубиной 3-4 миллиметра. За примером далеко ходить не надо — посмотрите на левые полосы МКАДа или ТТК в Москве. Причем справа, где ездят тяжелые грузовики, колейность почти не наблюдается…

Cоседи
Между тем, во многих европейских странах уже давно действуют законы, регламентирующие использование зимних шин. К примеру, въехать на территорию Финляндии с декабря по конец февраля можно только на машине, обутой в зимние покрышки. А шипованные колеса здесь можно использовать только до 31 марта.

В соседней Прибалтике (Эстония, Латвия, Литва) зимние колеса обязательны для использования с 1 декабря по 1 марта, а шипованные колеса можно ставить уже в ноябре, но снимать их придется не позже начала апреля.

tyre2

В еще более северной Норвегии зимние покрышки заставляют «обувать» уже с 1 октября, однако за использование шипованных шин при въезде в центр столицы — город Осло — придется заплатить дополнительный сбор в размере 30 норвежских крон (чуть меньше пяти евро).

В Австрии использование зимних шин обязательно не на всех дорогах, а только на отмеченных специальным знаком — в основном, они расположены в горах. Кроме того, на некоторых трассах водители обязаны установить на ведущие колеса еще и специальные цепи противоскольжения. Штраф за несоблюдение этих правил — от 35 до 5000 евро. Примерно такие же правила действуют в Швейцарии: использовать зимние колеса необходимо только на горных дорогах, отмеченных специальным знаком.

При этом использование шипованных шин полностью запрещено в Германии, Великобритании, Голландии, Испании, Польше, Франции и Чехии.

Итого
По мнению большинства специалистов, инициатива депутата Иванова в целом правильная. Как заявил газете «Время Новостей» президент Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, этот документ учитывает климатические особенности разных регионов нашей страны, поэтому «согласиться с запретом эксплуатации машин с летней резиной в зимнее время можно». «Однако законодательный запрет на использование шипованной резины, на мой взгляд, является попыткой переложить на плечи автомобилистов просчеты дорожников и строителей. Колейность на дорогах появляется не из-за шипов, а из-за нарушения технологии строительства», — считает Похмелкин. Значит ли это, что в Германии, Франции или Великобритании, где шипы уже запрещены, дорожники работают так же плохо, как наши, лидер Движения автомобилистов не уточнил.

Стоит также напомнить, что чаще всего о необходимости запрета использования шин с шипами говорили чиновники из мэрии Москвы и Санкт-Петербурга. Депутаты законодательного собрания Санкт-Петербурга еще в 2004 году обратились к правительству РФ с предложением ввести ограничение на эксплуатацию данного типа покрышек, а депутаты Мосгордумы направили аналогичное предложение в правительство в конце прошлого года.

tyre3

Однако подготовленный Ивановым пакет поправок не избавит эти города от наплыва машин с «покрышками — убийцами асфальта» из соседних городов и областей: ведь, согласно законопроекту, даже в случае введения в Москве или Петербурге запрета на использование шипованных шин, штрафовать приезжих сотрудники ГИБДД все равно не смогут.

Можно, конечно, перенять опыт норвежского города Осло и брать с водителей дополнительную плату за порчу дорог шипами, но тогда придется решить две проблемы — как законодательно прописать взимание денег и организовать их сбор? Ведь на московские дороги ежедневно выезжают около 1,4 миллиона автомобилей, причем треть из них — это машины из других регионов России…  

 

Михаил Цымбал

Метки:правительство, специалист, евро, труд, Авто



Связанные записи

Авто

  1. Май 15th, 2009 at 12:51 | #1

    По-моему только идиот поедет на летней резине в снег, а если так, то очень нехотелось бы чтобы кроме него погибли скажем пешеходы!!

    • snov
      Май 18th, 2009 at 19:20 | #2

      А вот тут вы не правы! Водители бывают всякие! У некоторые даже денег на бензин едва хватает, а без машины не могут! Чего уж говорить про покупку какого-нибудь континенталя в кризис для них =)

      Я, конечно, не приветствую эти действия, но никуда от этого не деться! Это как пьяные за рулем — тож никуда не пропадут!

  2. s
    Июнь 23rd, 2009 at 22:02 | #3

    Это повод взять с людей еще больше денег.Колейность появляется как-раз из-за несоблюдения технологии и из-за плохого качества асфальта. Гораздо выгоднее не ложить асфальт на 50 лет (как в Германии), а каждый год его ремонтировать, получая за это деньги. Как в том-же городе Королёве, где асфальтовый заводик находится в собственности сына королёвского мэра.Улица Пионерская вся-как одна сплошная яма.Вот они ее сургучом залили- через неделю- та же картина :даже колейности нет- сплошная полоса для убийства подвесок. Лужкову, конечно, надо дороги беречь, но перед этим нужно довести строительство дорог до кондиции. А дополнительные поступления в свой карман пробивают гаишники,лоббируя такие законы. Дополнительная статья пополнения государ..., простите, своего карманного бюджета.

  3. s
    Июнь 23rd, 2009 at 22:16 | #4

    Такое впечатление, что автору заплатили за статью. Такие выражения как «жители Подмосковья и всех остальных регионов России смогут по-прежнему кромсать столичный асфальт шипами и портить московские дороги», «Между тем, во многих европейских странах уже давно действуют законы, регламентирующие использование зимних шин» и т.д. явно поощряют подумать, что закон правильный и всё, что делает для нас, простых смертных, правители, — всё хорошо. Только мы не в Европе живем, а в стране, где добравшаяся до власти группа людей пытается побольше набить свои карманы, пока их не сшибла с Олимпа другая группа.Вместо штрафов за шипы снизили-бы лучше пошлину на резину, народ-бы сразу и переобулся . А принимать закон о резине в угоду гаишникам и частным лицам, занимающимися поставкой в Россию резины для машин просто отстой.Все же это понимают и молчат. Пока. Не забудьте- каждые 50-70 лет в этой стране были бунты. Когда правители зажимали гайки и люди просто не выдерживали. Русский бунт. Беспощадный и бессмысленный. Законы нужно принимать для людей, а не от людей. Дайте и людям-то жить, а не только сосать сних кровь. Иначе комара прихлопнут.Каким-бы большим он не был.